Переходный возраст: как не упустить главное

Каждый родитель старается воспитать лучшие качества в своём ребёнке, однако, когда наступает переходный период, может показаться, что все ваши усилия по воспитанию были тщетны. Как узнать, что ваш ребенок уже вошёл в период активного становления личности и как правильно отреагировать на него, не нанеся своему чаду ещё большего стресса?

mini_perehodniy

Период взросления, переход из детства во взрослость происходит примерно с 12 до 16 лет, с некоторыми погрешностями в ту или иную возрастную сторону.

В этот период идет половое созревание, изменяется гормональный, соответственно и эмоциональный фон у ребенка. Вырабатываются собственные правила поведения и очерчиваются границы формирующейся личности в социуме.

Аппетит может носить скачкообразный характер, от полного равнодушия к еде, до фанатичного её поглощения. Организм вступает в активную фазу своего становления и потому ему требуется энергия и строительный материал, особенно для мальчиков. В этот момент нужно проследить, чтобы ребенок не пристрастился к вредной пище, а отдавал своё предпочтение здоровой еде.

Поведение характерное ребенку в переходный период:

  • обострённая чувствительность к оценке или критике в свой адрес;
  • оптимистичное настроение резко сменяется с подавленностью и грустью;
  • критично и хлёстко может оценить, высказать своё мнение по поводу любого человека попавшего в поле зрения;
  • внешняя наглость граничит с неуверенностью в себе и ощущением, что другие лучше него;
  • считает свою внешность некрасивой;
  • стеснительность едва уживается с желанием быть лидером, быть признанным и утвердиться в своём социуме;
  • возникают кумиры и идеалы;
  • повышенная активность может резко смениться леностью и апатией ко всему происходящему вокруг;
  • восхищение и безграничная любовь к людям может моментально смениться ненавистью или обидой к миру и человечеству в целом;
  • ребенок становится более угловатый и неловкий;
  • может не нарочно может что-то сломать или разбить при этом, недоумевая, как это произошло;
  • ребенку становится свойственна грубость, непозволительность себя сюсюкать, обнять, поцеловать;
  • всё больше претензий на собственную самостоятельность и независимость от оценки и мнения родителей, взрослых, школы;
  • всё меньше обсуждает с родителями события в школе, отношения с друзьями, стремится принимать самостоятельные решения, не ставя в известность взрослых;
  • у ребенка есть представление о себе «Я — идеальный» и ему кажется, что родители своими назиданиями препятствуют ему соответствовать своему идеальному образу;
  • ориентируется на оценку и мнение значимых друзей, а не родителей;
  • повышается активность в общении со сверстниками или друзьями постарше, через которых ребенок пытается осознать, как выглядит в глазах значимых для него сверстников, друзей, класса;
  • любая даже самая нейтральная просьба родителей может стать поводом для громкого протеста с риском перерасти в скандал;

Поведение родителей ребенка переходного периода:

  • не унижать его ни в каких вопросах, а уважать и постараться понять его мнения, взгляды;
  • не приставайте дотошно с расспросами, а постарайтесь расположить ребенка так, чтобы он сам захотел рассказать вам всё, ну или почти всё;
  • искренне воспринимать его и считаться с ним уже как с взрослым человеком, имеющим право голоса в семье;
  • ребенок должен понимать, что ваша поддержка, любовь и принятие его взрослости безусловны;
  • создать доверительную, понимающую и поддерживающую атмосферу с ребенком, чтобы он или она не боялись рассказать родителям о каких-либо сложностях, в решении которых ребенок будет твёрдо уверен, что родители помогут, не осудят;
  • не навязывать ребенку своё мнение в ультимативной форме, а постараться через неоднократные диалоги-беседы разъяснить вашу логику, с чем связано ваше мнение по тому или иному поводу;
  • постараться лишний раз не подчеркивать младший возраст подростка и статус его ребенка в семье;
  • только общение с позиции на равных позволит вам быть услышанными вашим ребенком;
  • старайтесь не вспоминать изо дня в день вчерашние и позавчерашние конфликты, не говоря уже о давнишних эксцессах;
  • произошедший конфликт или недопонимание вы можете постараться обсудить после того, как эмоции улягутся;
  • после какой-то ситуации, оставившей после себя осадок, поинтересуйтесь, что он думает по этому поводу, выскажите своё мнение без повышения голоса и больше постарайтесь не возвращаться к этой теме;
  • во время конфликта с ребенком говорите ему о своих чувствах, а не об обвинениях в его адрес. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, мне это причиняет боль, я начинаю думать, что ты меня больше не любишь», «Когда в твоей комнате беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого обидно». Возможно, подобные фразы вам придется повторять несколько раз, но тем не менее, со временем вы увидите, что они были услышаны вашим ребенком;
  • высказывая прямые обвинения в адрес ребенка можно столкнуться с агрессией и отпором прямо пропорциональным вашим фразам.

 

Источник

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *