Аннотация к программе

debut_4В основу теоретического обоснования программы положены идеи, отражающие современные педагогические взгляды на дополнительное образование, условия эффективного развития и воспитания детей и юношества в школьные годы в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, ст.12.

Вот пять основных этапов освоения мастерства театрального искусства:

I УРОВЕНЬ —

«ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО МЫ» — ознакомительный (подготовительный – один год обучения), общекультурный, общеразвивающий, основанный на игровой познавательной и наблюдательной деятельности, предполагает обучить детей общению, вызвать интерес к театральному искусству.

ШАГИ:

1-й – приобщение к театральному искусству;

2-й — развитие самодисциплины;

3-й – сосредоточенность, раскрепощенность.

II УРОВЕНЬ —

«Я ВХОЖУ В МИР ИСКУССТВ — ТЕАТР» — общекультурный, общеразвивающий (1-й год обучения), знакомство с азами театрального мастерства, основанный на исполнительской самостоятельности, ответственности, и главное для нас — создать коллектив.

ШАГИ:

1-й — узнали, что такое театр, жанровые особенности театра, научились выделять главную мысль в тексте;

2-й — теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарные навыки сценического мастерства, практическое применение знаний и умений: постановка этюдов, участие в концертных праздничных представлениях;

3-й — прием удивления и новизны, знакомство с актерами Камышинского театра, в завершении которого проводится отчетный показ инсценированных стихотворений, басен, литературно-музыкальных композиций, сценок, танца.

III УРОВЕНЬ —

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ» — специализированный (2-й год обучения), основанный на инициативной самостоятельности: выявляются и развиваются способности обучающихся, формируются навыки на уровне практического применения, повышается культура выразительного исполнения.

ШАГИ:

1-й — детальное обсуждение театрализованного представления, добавляется вторая часть тренажа современной пластики;

2-й — разнообразие форм занятий, добавляется «работа над эстрадными фельетонами»; постановка танца;

3-й — освещения деятельности театральной студии в газетах «Камертон», на сайте в интернете; появляется концертная деятельность самостоятельно спроектированная, самостоятельная разработка характеров героев, применения полученных знаний.

IV УРОВЕНЬ

«МАГИЯ ТЕАТРА» — профессионально-ориентированный (3-й год обучения), основанный на творческой самостоятельности.

ШАГИ:

1-й — самостоятельный выбор пьес, рассчитан на более объемный постановочный материал — работа над спектаклем;

2-й — добавляется «танцевальная аэробика», «основы режиссуры» и «музыкально-шумовое оформление спектакля»;

3-й — самостоятельная работа над составлением сценария, концертных программ с элементами театрализации и визитных карточек к конкурсным программам.

Итоговый шаг — самостоятельные постановки инсценировок, литературно — художественных композиций, произведений, отрывков из пьес.

Стимулом для развития самодеятельного творчества служит формирование «ситуации успеха».

V УРОВЕНЬ –

«НА ПОРОГЕ К СОВЕРШЕНСТВУ» — углубленный, специализированный (4-й год обучения), основанный в большей части на самообразовательной деятельности — самореализации под присмотром педагога.

VI УРОВЕНЬ –

ИОМ – индивидуально-образовательный маршрут- предпрофессиональный (от 1 до 5 лет) знакомство с профессиональной сферой дает основу профессиональных знаний и мастерства, самостоятельной интерпретации произведений для качественной подготовки воспитанника к поступлению в ВУЗ, участие в кинокастингах.

Также предусматривается возможность перехода ребѐнка с одной ступени на

другую с учетом его способностей и скорости усвоения материала.

Новизна программы заложена в самом цикле РИТМической организации учебного процесса, где найден собственный подход, материалы, средства, с помощью которых ребятам было бы легче понять систему театрального искусства, дать возможность познать себя и развить свои творческие способности и нормы культурного поведения.

Концепция реализации программы «РИТМ» позволяет рассматривать воспитание через призму мотивации творческой деятельности и самореализации через поисково-исследовательскую работу и социальную адаптацию, расширяет воспитательное поле индивидуума, предлагает обучающемуся самому, путем проб и ошибок пройти к общечеловеческим ценностям.

Исходя из этого, при построении образовательной программы, основные принципы обучения и воспитания программы «РИТМ» заключаются в нравственном и интеллектуальном взаимообогащении детей разного уклада жизни, в атмосфере доверия в творческие силы и в высоком личностном потенциале педагогов, их профессионализме:

· гуманизации – основной смысл педагогического процесса – развитие индивидуальных и творческих способностей каждого воспитанника; работа со всеми воспитанниками без исключения – наличие «драматического инстинкта» у каждого ребенка; гарантия и защита прав ребенка;

· демократизации – демократический и гуманистический подход к каждой личности через творческое перевоплощение, возможность выбора обучающимися и родителями вариативных образовательных программ, возможность обучения по индивидуальному образовательному маршруту, свобода творчества педагога, участие родителей и обучающихся в управлении педагогическим процессом;

· дифференциации и индивидуализации – развитие обучающихся в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями, что обеспечивается широким выбором образовательной программы через познание «жизни человеческого духа» и театр – универсальная эстетическая среда жизни актера;

· непрерывности и системности – связь всех ступеней образования в кружке, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного процесса; воспитание через искусство и с помощью искусства, работа над созданием и сохранением и традиций театральной среды;

· инновации – организация экспериментальной работы воспитанников на основе разработки и использования новых педагогических технологий, раскрытие потенциальных возможностей каждой личности через разнообразную творческую деятельность.
Цели программы:

· Создать условия для наиболее полного раскрытия и развития способностей и творческой индивидуальности студийца, для воспитания актера и зрителя средствами театрального искусства.

· Обогатить духовный мир ребенка и привить ему художественный вкус, жаждущего раскрыть свои дарования, получая высшую эстетическую радость от непосредственного приобщения к искусству театра.

· Способствовать формированию гармоничной, социально значимой личности, способной проявлять себя в созидающей творческой жизни.

· Формировать устойчивые нравственные позиции и высокую внутреннюю культуру личности и социальной адаптации в условиях современной жизни.

· Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи, способствующие реализации целей:

· Обучить студийцев элементам актерского мастерства на основе культуры звучащего слова и сценического действия;

· Сформировать умения свободно двигаться в сценическом пространстве;

· Сформировать умения творческого взаимодействия;

· Создать условия для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих самовыражению;

· Разбудить потребность к постоянному «себяделанию» — воспитать волю, сосредоточить умственные силы осмысления и самоконтроля;

· Раскрыть и развить индивидуально-неповторимые возможности актера-студийца, неотделимые от его общей культуры

· Организовать коллективную творческую деятельность на основе договора и взаимной поддержки, воспитывая интерес и внимание к другим, способность к состраданию и сочувствию;

· Развивать основы мастерства — искусство перевоплощения, мышление творческого воображения через этюды, упражнения;

· Приобщать к духовно-нравственным и культурным традициям народов России, воспитывая чувство патриотизма и национальной гордости.

· Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

· Через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

· Научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Возраст детей 5-18 лет. Группы для занятий подобраны не по возрастному принципу и степени подготовки. Это разновозрастные группы от 6 до 18 лет (одновременно в группе могут быть и первоклассник и восьмиклассник), в которую входят девочки и мальчики, не исключая и детей с ограниченными возможностями без какого-либо отбора, и смешанные группы по годам обучения. Это связано с обучением детей в две смены в общеобразовательной школе.

Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому обучающемуся реализовать себя. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта.

Срок реализации – 5 лет с последующим использованием ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

В связи с тем, что в образовательных школах ребята обучаются в две смены, по независящим от нас причин, сложилось так в студии, что в одной группе могут находится воспитанники первого, второго, третьего или четвертого года обучения. Для этого используются индивидуальные образовательные маршрутные листы, в которых определяются план работы на определенный учебный год для каждого обучающегося и при этом корректируется поурочный план для охвата знаниями и умениями детей разного года обучения. Этот факт дает возможность менее опытным детям учиться у более опытных, в процессе чего происходит взаимообмен знаниями и умениями.

Большая роль отведена старшеклассникам, которые хотят продолжить обучение в театральных ВУЗах страны.

Основными показателями выполнения программных требований, по уровню подготовленности обучающихся предусматриваются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной технической подготовке, овладение теорети­ческими знаниями и навыками по организации и проведению занятий в театраль­ной студии.

После каждой пройденной темы учащиеся фотографируют свои работы и составляют с помощью педагога «Творческий альбом». Этот альбом является зачетной точкой при контроле практических знаний и умений.

В конце каждого года ученикам дается самостоятельное задание (зачетный урок) который состоит из двух вопросов: теоретического (по пройденному материалу) и практическому заданию.

Конечным результатом выполнения программы предполагается поступление в ВУЗы страны.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *