Аннотация образовательной программы дополнительного образования детей «Радуга творчества»

raduga_6

Программа «Радуга творчества» представляет собой один из вариантов развивающих программ по изобразительному искусству.
Направленность программы «Радуга творчества» является программой
— по содержанию является художественной направленности;
— по функциональному предназначению — учебно-познавательной, при-кладной;
— по форме организации — предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков;
— по времени реализации – трехгодичной.

Образовательная программа разработана с учетом:
1. Требований к учреждениям дополнительного образования детей, к содержанию дополнительного образования, которые определены в Феде-ральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
4. Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества городского округа – город Камышин.
5. Санитарно – эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей;
А так же в основу программы положен личный опыт и методические разработки Базельцевой Ольги Александровны педагога дополнительного образования, г. Камышин.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучаю-щиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее новых направлениях декоративно-прикладного искусст-ва.
Использование нетрадиционных методов и приёмов. Технические приемы помогают образному выражению чувств ребенка в своих работах. Методика проведения занятий предполагает привлечение интегративных форм обучения: музыка, слово, движение, мировая художественная культура. Мотивация в изобразительной деятельности детей осуществляется динамическими и статистическими пособиями, изготовленными непосредственно к занятиям.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Одним из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста обучающихся.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. А в группе третьего года обучения идёт более усложненная работа, весь упор отводится на графические техники и декоративно-прикладное творчество.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Обучающиеся способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
• занятия в свободное время;
• обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
• обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
• допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Содержание образовательной программы детского объединения проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.
• разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
• разнообразие видов деятельности, доступных обучающимся образовательного пространства;
• разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
• многообразие необходимо для создания условий выбора обучающимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспри-нимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых обучающихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и педагога.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрены следующие методы:
• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
• В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
• Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия пред-ставлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
• воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
• художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
• технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, ДПИ).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Этот тип программы позволяет детям в течение всего обучения выпол-нить большое количество практических работ, лучшие из которых могут участвовать во внутри кружкового, городских и других выставках.
В данной программе сочетаются рисование, живопись, композиция, скульптура (лепка), дизайн, декоративно-прикладное искусство, выставки.
В структуру программы входят для первого года обучения разделы: Рисунок (основы рисования карандашом), Живопись (основы рисования красками), Композиция (основы построения картины), Лепка, Декоративно-прикладное искусство.
Для второго года обучения: Рисунок, Живопись, Композиция, Декоративно-прикладное творчество, Лепка, ДПИ — оформительская деятельность, дизайн.
Для третьего года обучения: Рисунок. Графика, Живопись, Компози-ция, Лепка, ДПИ.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские работы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образова-тельной программы 6–15 лет. Состав группы первого года обучения – 15 чел., второго года обучения — 12 человек, третьего года обучения – 10 человек.
Сроки реализации программы три учебных года. Однако в кружке можно заниматься по ИОМ (индивидуальному образовательному маршру-ту).

Формы занятий:

• беседы;
• практические занятия;
• создание проектов;
• индивидуальные и групповые занятия;
• коллективная работа.
Практические занятия и развитие художественного восприятия пред-ставлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий
Время, отведенное на занятия первого, второго и третьего года обуче-ния, составляет — 216 ч., занятия проводится 3 раза в неделю по 2 часа. В соответствии с Уставом и учебным планом ЦРТДЮ.
Занятия в первый год обучения проводятся 3 раз в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 6 часов — 216 часа в год.
Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в первом году обучения. Занятия проходят в режиме – 6 часов в неделю (216 часов).
Во второй и третий года обучения предполагает работу и с одарёнными детьми по ИОМ. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *